2 декабря 2022 года Главой городского округа город Елец Е.В. Боровских подписано постановление №1583. За мужество и героизм, проявленный при исполнении воинского долга, присвоить имя Героя Российской Федерации Дорохина Владислава Александровича МАОУ «СШ №12 г.Ельца». 12 декабря 2022 , в день 81-й годовщины Елецкой наступательной операции, Дня воинской славы Ельца открыли памятную мемориальную доску участнику специальной военной операции Владиславу Дорохину на фасаде школы.
История Александровской школы В 1871 году была открыта наша 12 школа. Правда в то время она носила название Сельское Александровское училище.
Школа относилась к Ламской волости. Кроме неё сюда же входили Ламское мужское и Ламское женское, Рогатовское, Альшанское, Аргомаче-Паленское, Ламское-Паленское училища.
В Липецком областном архиве мы нашли Отчет о состоянии народных школ Елецкого уезда за 1875-1876 учебный год.
Александровское сельское училище в 1876-77 учебном году.
В Александровском училище в 1876 году работало 2 учителя: Законоучитель, священник Елецкой градской Рождественской церкви Василий Феноменов, окончивший курс Карачевской учительской семинарии и учитель – студент Орловской духовной семинарии Александр Орлов, поэтому экзамен сдавали у себя в школе.
Учащихся было всего - 40, из которых в старшем отделении – 6. Успехи учеников Александровского училища, по отзыву протоирея Шубина, вообще очень удовлетворительны по всем предметам и во всех отделениях. Из 6 учеников старшего отделения – 5 признаны достойными получить свидетельства.
Училище помещалось в общественном доме. «Помещение хотя и довольно удобно, но требует ремонтировки… Мебель не хороша. Учебных пособий - совершенно достаточно».
В 1876-77 учебном году также работают 2 учителя: тот же Законоучитель отец Василий Феноменов, а другой учитель сменился. Теперь это стипендиат Елецкого земства Владимир Зверев. Учеников - 28, в старшем - 6, в среднем - 6, и в младшем - 16». Из этого отчета можно сделать вывод, что в школе было 3 отделения. «Успехи учеников всех отделений весьма неудовлетворительны…учитель Зверев объясняет не успешность в Александровской школе перерывами, бывшими в учении, сперва по болезни его Зверева, а потом по случаю переделки училища. Производивший же экзамены член Совета протоирей отец Шубин, полагает, что господин Зверев не достаточно усерден и способен к делу. Ближайший надзор за этим училищем в текущем году, взял на себя Председатель училищного совета П.А.Красовский».2
Если посмотреть внимательно эти два Отчета, можно сделать вывод о том, что успехи учеников напрямую зависят от учителя: сменился учитель, и успехи стали намного хуже.
Каждый год в школах проводится исследование санитарного состояния и материального положения школы. Совету сообщается, что «список школьных зданий, признанных неудовлетворительными, еще дополняется…
…Школа женская Ламская – тесна и дурно распланирована
Александровская школа – сыра и холодна.
Из «Сообщения Училищному Совету по рецензии училища Александровского, порученной оным членом совета, священнику Гавриилу Селихову», узнаём, что в 1880-81 учебном году «ученики его не так хорошо развиты, как в прошлом, особенно в знании и понимании русского языка и арифметики; впрочем, из общего числа учеников признаны достойными льготных свидетельств четыре человека»1. Льготные свидетельства означали свидетельства на льготу по воинской повинности. «При этом честь имею доложить, - продолжает Гавриил Селихов, что экзамены в означенном училище мною произведены при участии уполномоченного от земства по наблюдению за школами Ивана Павловича Бутягина». В списках лиц, «заслуживающих награды» за работу, среди учителей и законоучителей, нашей школы не оказалось.
Если сравнить успеваемость учеников Александровской школы с успехами другой, например Приютской школы, где Мелитон Валуйский также экзаменовал учащихся, то можно привести в доказательство заключительную часть доклада: «В заключение как председатель экзаменационной комиссии, не могу не выразить своей искренней благодарности за удовольствие, полученное мною 21 мая на экзамене…как городской голова, я считаю своим долгом сказать, что дай Бог, чтобы во всех наших школах дело было также хорошо поставлено, как оно идет в Приютском училище. Лучшаго желать нельзя…Все один за другим мальчики поражали меня своими познаниями, твердо и отчетливо ими усвоенными. Не говоря о том, что по всем предметам в этой школе было пройдено сверх программы, ученикам хорошо известны история и география России…»
Школьные занятия проходили в течение 5 часов (с 9 утра до 2-х), из этого времени почти час занимали перемены.
В младших отделениях дети обучались чтению по звуковому методу и, впоследствии, для развития в них способности к правильному и верному произношению слов, были введены в некоторых школах хоровые чтения. Эти чтения, «кроме приучения к правильному и верному произношению, способствовали развитию рудных мышц и слуха учащихся…По ознакомлению с азбукой дети упражнялись в чтении, заучивали несложные стихотворения и приучались к рассказу… При обучении письму главным образом обращалось внимание на каллиграфию и твердость почерка… По Закону Божию обучение начиналось с молитв, которые дети заучивали со слов преподавателя, причем сообщалось объяснение молитв и требовалось умение переводить молитвы с церковно-славянского языка… практический курс арифметики состоял из письменных и умственных задач простейшего содержания…»
В средних отделениях по русскому языку дети получали сведения из этимологии и упражнялись в дальнейшем развитии чтению и письму. Главное место занимала диктовка и грамматические правила усваивались в письменных упражнениях.
В старших классах по русскому языку дети обучались производить синтаксический разбор. Обучение правописанию занимало главное место в курсе русского языка. При диктанте требовалось «не только обнаружение грамотности, но четкость и красота почерка, соединяемая с быстротой писания».
Умственный кругозор учащихся постепенно расширялся, «воспринимая познания о главнейших событиях отечественной истории и географии естественной».
Церковнославянскому чтению в старших классах было отведено одно из главных мест. Все наиболее употребительные церковные книги были ими прочитаны. Законоучители старались ознакомить учеников с церковными службами при совершении самих Богослужений, иногда приглашались присутствовать в алтарь.
Заканчивается обзор статистических данных любопытной таблицей «% отношение перешедших, окончивших курс и наградных по школам к общему числу». Из таблицы видим, что:
Перешедших и окончивших в среднем – 60-70 %
Оставшихся – 30-40 %
Наградных – 30-40 %
Можно сделать вывод, что экзамены проводились очень строго и много детей (до 40%) не выдерживали экзаменационные испытания. Но зато среди окончивших много «наградных» (тоже до 40%). Это хороший показатель.
Анализируя успеваемость учеников нашей Александровской школы, мы отмечали ранее, что успехи были удовлетворительны, а порой и неудовлетворительны, и не один учитель школы не был представлен к поощрению или награде. И только изучая документ «Сообщение ХХХ Елецкому Уездному Очередному Земскому Собранию о состоянии народных училищ в Елецком уезде за 1894-1895 учебный год», встречаем первые лестные слова в адрес нашей школы. Поэтому хочется привести цитату из документа в полном объеме:
«Александровское училище (5-го Мая)
Всего явилось на экзамен 37 учеников: 7 старшего отделения признаны Комиссией достойными получения свидетельства. Среднее и младшее – очень хорошо: пишут прекрасно, великолепным почерком и делают очень мало орфографических ошибок. В общем, школа производит прекрасное впечатление.
При поверке приходно-расходной книги, оказалось, что общество крестьян, вместо ежегодной 100 рублевой субсидии школе, с 1893 года по настоящее время внесло только около 30 рублей, расход же превышает 300 рублей. Попечитель школы, крестьянин Василий Афанасьевич Дятлов, расходовал все время из своих собственных средств; кроме этой материальной помощи, он, видимо, с любовью относится к преподаванию: в продолжение экзамена он все время волновался, при неудачных ответах наводил учеников и вообще высказывал столько участия и сердечности, что я считаю своим самым приятным долгом ходатайствовать перед Училищным Советом о поощрении его забот и участия к школе. Кроме того, представляю к награде 1-й степени учительницу А.И. Сергееву и прошу о выражении благодарности законоучителю отцу Александру Александровскому»1. (В Приложении имеется документ, подтверждающий награду учительнице).
Экзамены в Александровском сельском училище в 1897году
Изучая следующее Сообщение ХХХШ Елецкому уездному очередному земскому собранию о состоянии народных училищ в Елецком уезде за 1897 учебный год, узнаем, что экзаменовал школу видный в то время купец города Ельца Мелитон Николаевич Волуйский. Он не раз принимал экзамены в Александровском училище. Но если ранее он отмечал слабую успеваемость в школе, то в докладе за 1897 год он не скупится на похвалу:
«..мною проведены экзамены в Александровском училище 22 апреля.
В младшем отделении мальчики и девочки по Закону Божию знают молитвы; читают удовлетворительно, задачи на сложение и вычитание, даже без доски, на 3 знака делают хорошо.
В среднем отделении 6 мальчиков по Закону Божию слабы, но по чтению и письму хороши, а также и по арифметике.
В старшем отделении 6 мальчиков по Закону Божию слабы; по диктанту очень хороши, только не красиво пишут; по арифметике очень хороши…
Заключение. По случаю скарлатины училище было закрыто более двух месяцев, да и большие делали много пропусков. Можно сделать такой вывод: по Закону Божию успехи слабы, по диктанту очень хороши, по арифметике тоже, по чтению хороши. Отсюда следует, что учительница добросовестно и энергично выполняла свою задачу, за что заслуживает награду 1 степени»1.
В таблице «денежных наград учителей и учительниц» уже не раз встречаем фамилию учительницы Сергеевой.
Кроме этого, в этом Сообщении за 1897 год прилагается сравнительная ведомость окончивших курс учеников, получивших свидетельства на льготу по воинской повинности 4 разряда за последние 10 лет.
Состояние школьных помещений, даже признанных Училищными Советами удовлетворительными, оставляли желать лучшего. Обычными недостатками являлись теснота, холод, недостаточность освещения, топка навозом, отсутствие вентиляции и раздевалки. Развитие сырости и быстрый переход в ветхое состояние объясняются отсутствием систематического ремонта и правильного ухода за школьными зданиями. Лишь в некоторых школах Елецкого уезда имелись некоторые приспособлении для ночлега учеников в ненастную погоду. В других школах во время половодья, метели или сильного мороза дети располагались ночевать на полу классной комнаты.
Александровская школа на рубеже XIX- XX в.в. «занимает отдельное помещение – деревянное одноэтажное здание, крытое железом. Раздевальни нет. Направление света для 1 класса – сзади и слева, для 2 класса – сзади и справа. Вентиляция есть. Отхожее место есть. Дрова закуплены от 7 до 15 копеек за пуд. Здание ветхое, необходимо построить новое здание».