Служба психологического комфорта субъектов образовательного пространства.
Где вы чувствуете себя комфортно? В какой ситуации? Почему? (Эти вопросы предварили оценку возможностей превращения школы в зону комфорта).
Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).
Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Практикум. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?» (уют, тепло, радость, безопасность, спокойствие…)
Комфортно ли в школе? И вообще, важно ли это? Какие условия могут ее обеспечить?
Психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая позволяет ребенку с радостью или, по крайней мере, спокойно туда идти.
Факторы, определяющие психологически комфортное состояние ребенка в школе можно условно разделить на
- педагогические (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);
- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);
- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)
Показатели комфортной работы на уроке.
Отсутствие усталости у детей и учителя.
Положительный эмоциональный настрой.
Удовлетворение от сделанной работы.
Желание продолжать работу.
Переживание ситуации успеха.
Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности.
К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация доброжелательности, знаки внимания, дизайн, интерьер, музыка, разнообразные занимательные формы работы на уроке и во внеурочное время, элементы природы, речевые, пластические и мимические средства.
Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью следующих операций:
Установление личных контактов: Эти контакты должны выстраиваться не только между преподавателем и детьми, но и между самими детьми. Преподаватель называет по имени каждого ученика (в случае, когда невозможно запомнить имена всех учащихся, используются визитки), проявляет интерес, произносит комплименты и выражает надежду на успешность работы, демонстрирует симпатию и расположенность.
Подбадривающее, одобрительное отношение во время работы оценочной доминантой педагога, во время совместной работы с детьми становится поощрение в их адрес. Оно относится и к деятельности, и к внешним, и к внутренним достоинствам учеников.
Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми доброжелательной форме.
Необходимо помнить, что любое эмоциональное состояние можно выразить в деликатной форме.
Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности обучающихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно решить ту или иную ситуацию на уроке.
И в этом случае вполне уместными будет вспомнить советы Д.Карнеги.
Технология, приемы общения (Д. Карнеги):
1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!
2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей жизни.
5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
Цель школьной службы психологического комфорта (ШСПК)
формирование отношения к жизни, работе, учебе, людям на основе «оптимистической гипотезы».
Задачи:
- Нейтрализация влияния на развитие учащихся негативных психосоциальных факторов.
- Обеспечение условий для формирования психологической устойчивости.
- Наполнение школьной жизни эмоционально и социально позитивным содержанием.
В рамках данного направления школа использует различные ресурсы для формирования психологически комфортных условий обучения и воспитания:
применение в учебном процесса современных педагогических технологий (информационно-коммуникационных, игровых, здоровье-сберегающих, личностно-ориентированных, проектов и др);
формирование особой эмоциональной атмосферы жизни в школе (в рамках учебной, исследовательской, внеучебной деятельности, подготовки мероприятий, праздников);
минимизация напряженности учащихся в психологически значимых для них ситуациях (сдачи ЕГЭ, ГИА, в отношениях с учителем, сверстниками);
формирование у педагогов навыков толерантного поведения, стрессоустойчивости.
Структура служб МАОУ «СШ№12 г.Ельца» в обеспечении психического и психологического здоровья учащихся .
Служба психологического комфорта
- психологическая служба
- служба примирения
Направления психолого-педагогической поддержки психического и психологического здоровья детей:
мониторинг развития (диагностика),
консультирование,
коррекционно-развивающая работа;
психолого-педагогическое просвещение (профилактика).
Актив:
Демин Н (11 кл);
Петрова Полина (9В);
Образцов Виталий (10);
Иванникова Дарья (11);
Малютина Алиса (8А).
|