Среда, 24.04.2024, 06:51
МАОУ "СШ №12 им. Героя Российской Федерации В.А.Доро...
Приветствую Вас Гость | RSS
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Сталкиваетесь ли Вы с жалобами ребенка на питание в детском саду ?
Всего ответов: 70
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

2 декабря 2022 года Главой городского округа город Елец Е.В. Боровских подписано постановление №1583. За мужество и героизм, проявленный при исполнении воинского долга, присвоить имя Героя Российской Федерации Дорохина Владислава Александровича МАОУ «СШ №12 г.Ельца». 12 декабря 2022 , в день 81-й годовщины Елецкой наступательной операции,  Дня воинской славы Ельца открыли памятную мемориальную доску участнику специальной военной операции Владиславу Дорохину на фасаде школы. 


 

 

 

История Александровской школы
В 1871 году была открыта наша  12 школа. Правда в то время она носила название Сельское Александровское училище.
Школа относилась к Ламской волости. Кроме  неё сюда же  входили Ламское мужское и Ламское  женское, Рогатовское, Альшанское, Аргомаче-Паленское, Ламское-Паленское училища.
В Липецком  областном  архиве мы  нашли Отчет  о состоянии народных школ Елецкого  уезда за 1875-1876 учебный год.
Александровское сельское училище в 1876-77 учебном году.
В Александровском училище в 1876 году  работало 2 учителя: Законоучитель, священник Елецкой градской Рождественской церкви Василий Феноменов, окончивший  курс Карачевской учительской семинарии и учитель – студент Орловской духовной семинарии Александр Орлов, поэтому экзамен сдавали у себя в школе.
Учащихся было всего -  40, из которых  в старшем отделении – 6. Успехи  учеников Александровского училища, по отзыву протоирея  Шубина,  вообще очень  удовлетворительны по всем предметам и во  всех отделениях. Из 6 учеников старшего отделения – 5 признаны достойными получить свидетельства.
 Училище  помещалось   в общественном доме. «Помещение  хотя и  довольно удобно, но  требует  ремонтировки… Мебель  не  хороша.  Учебных  пособий -  совершенно достаточно». 
В 1876-77 учебном году также  работают 2 учителя: тот же Законоучитель отец Василий Феноменов, а другой учитель сменился. Теперь это  стипендиат Елецкого земства Владимир Зверев. Учеников - 28, в старшем - 6, в среднем -  6, и в  младшем - 16». Из этого  отчета можно  сделать вывод, что в школе  было 3 отделения. «Успехи учеников всех отделений весьма  неудовлетворительны…учитель Зверев объясняет не успешность в Александровской  школе перерывами, бывшими в учении, сперва  по  болезни  его Зверева, а  потом  по  случаю переделки училища. Производивший  же  экзамены член  Совета протоирей отец Шубин, полагает, что господин  Зверев не  достаточно  усерден и  способен  к делу. Ближайший  надзор за  этим  училищем в текущем  году,  взял на себя Председатель  училищного  совета П.А.Красовский».2
Если  посмотреть внимательно эти два  Отчета, можно сделать вывод о том, что успехи учеников напрямую зависят  от учителя: сменился учитель,  и успехи стали намного  хуже.
Каждый год в школах проводится исследование  санитарного  состояния и материального положения школы. Совету сообщается, что «список школьных зданий,  признанных  неудовлетворительными, еще дополняется…
…Школа женская  Ламская – тесна  и дурно  распланирована
Александровская школа – сыра  и холодна.
Из «Сообщения Училищному Совету по  рецензии училища Александровского, порученной оным членом совета, священнику Гавриилу Селихову»,  узнаём, что в 1880-81 учебном году  «ученики  его не так  хорошо развиты, как  в  прошлом, особенно  в  знании и  понимании русского языка  и  арифметики; впрочем,  из общего числа  учеников признаны  достойными льготных  свидетельств четыре человека»1. Льготные  свидетельства  означали свидетельства  на льготу  по  воинской  повинности.  «При этом честь имею  доложить, - продолжает  Гавриил  Селихов, что экзамены  в  означенном  училище мною  произведены при  участии уполномоченного  от земства по  наблюдению за  школами Ивана  Павловича  Бутягина».  В списках лиц, «заслуживающих награды» за работу, среди учителей и законоучителей, нашей школы  не оказалось.
Если сравнить успеваемость учеников Александровской школы с  успехами другой, например  Приютской школы, где Мелитон Валуйский также экзаменовал учащихся, то можно привести в  доказательство заключительную часть доклада: «В заключение как  председатель  экзаменационной комиссии,  не  могу  не выразить своей искренней  благодарности за  удовольствие,  полученное мною 21  мая на  экзамене…как  городской голова,  я считаю своим долгом сказать, что дай Бог, чтобы  во  всех  наших школах дело  было  также хорошо  поставлено,  как  оно идет в Приютском училище. Лучшаго желать  нельзя…Все один  за  другим мальчики поражали меня  своими познаниями, твердо и отчетливо ими усвоенными. Не говоря о том, что по всем  предметам в  этой школе было  пройдено  сверх программы, ученикам хорошо известны история  и  география России…»

Школьные занятия проходили  в течение 5 часов (с 9 утра до 2-х), из этого  времени почти час занимали перемены.
В младших отделениях дети обучались  чтению по звуковому  методу и, впоследствии, для развития в них способности к правильному и верному произношению слов, были  введены в некоторых школах хоровые  чтения. Эти чтения, «кроме приучения к правильному и верному произношению, способствовали развитию рудных мышц и слуха учащихся…По ознакомлению с азбукой дети упражнялись в чтении, заучивали несложные стихотворения и приучались к рассказу… При обучении письму главным  образом обращалось внимание на каллиграфию и твердость почерка… По Закону Божию обучение начиналось с молитв, которые дети заучивали  со слов преподавателя, причем сообщалось объяснение молитв и требовалось умение переводить молитвы с церковно-славянского языка… практический курс арифметики состоял из письменных  и умственных задач простейшего содержания…»
В средних отделениях по русскому  языку дети получали сведения из этимологии и упражнялись в дальнейшем развитии чтению и письму. Главное место занимала диктовка и грамматические правила усваивались в письменных упражнениях.
В старших классах по русскому языку дети обучались производить синтаксический разбор. Обучение правописанию занимало главное место в курсе русского языка. При диктанте требовалось «не только обнаружение грамотности, но четкость и красота почерка, соединяемая с быстротой писания».
Умственный кругозор учащихся постепенно расширялся, «воспринимая познания о главнейших событиях отечественной истории и географии естественной».
Церковнославянскому чтению в старших классах было отведено одно из главных мест. Все наиболее употребительные церковные книги были ими прочитаны. Законоучители старались ознакомить учеников с церковными службами при совершении самих Богослужений, иногда приглашались присутствовать в  алтарь.
Заканчивается обзор статистических данных  любопытной таблицей  «% отношение перешедших, окончивших курс и наградных по школам к общему числу». Из таблицы видим, что:
Перешедших и окончивших в среднем – 60-70 %
Оставшихся – 30-40 %
Наградных – 30-40 %
Можно сделать вывод, что экзамены проводились очень строго и много детей (до 40%) не выдерживали экзаменационные испытания. Но зато среди окончивших много «наградных» (тоже до 40%). Это хороший показатель.
Анализируя успеваемость учеников нашей Александровской школы, мы отмечали ранее, что успехи были удовлетворительны,  а порой и неудовлетворительны, и не один учитель школы не был представлен к поощрению или награде. И только изучая документ «Сообщение ХХХ Елецкому Уездному Очередному Земскому Собранию о состоянии народных училищ в Елецком уезде за 1894-1895 учебный год»,  встречаем первые лестные слова в адрес нашей школы. Поэтому хочется привести цитату из документа в полном объеме:
«Александровское училище (5-го Мая)
Всего явилось на экзамен 37 учеников: 7 старшего отделения признаны Комиссией достойными получения свидетельства. Среднее и младшее – очень хорошо: пишут прекрасно, великолепным почерком и делают очень мало орфографических ошибок. В общем, школа производит прекрасное впечатление.
При поверке приходно-расходной книги, оказалось, что общество крестьян, вместо ежегодной 100 рублевой  субсидии школе, с 1893 года по настоящее время внесло только около 30 рублей, расход же превышает 300 рублей. Попечитель школы, крестьянин Василий Афанасьевич Дятлов, расходовал все  время из своих собственных средств; кроме этой материальной помощи, он, видимо, с любовью относится к преподаванию: в продолжение экзамена он все время волновался, при неудачных ответах наводил учеников и вообще высказывал столько участия и сердечности, что я считаю своим самым приятным долгом ходатайствовать перед Училищным Советом о поощрении его забот и участия к школе. Кроме того, представляю к награде 1-й степени учительницу А.И. Сергееву и прошу о выражении благодарности законоучителю отцу Александру Александровскому»1. (В Приложении имеется документ, подтверждающий награду учительнице).
Экзамены в Александровском  сельском училище в 1897году
Изучая следующее  Сообщение ХХХШ Елецкому  уездному очередному земскому собранию о состоянии народных училищ в Елецком  уезде за 1897 учебный год,  узнаем, что экзаменовал школу видный в то время купец города Ельца Мелитон Николаевич Волуйский. Он не раз принимал экзамены в Александровском училище. Но если ранее он отмечал слабую успеваемость в школе, то в докладе за 1897 год он не скупится на похвалу:
«..мною проведены экзамены в Александровском училище 22 апреля.
В младшем отделении мальчики и девочки по Закону Божию знают молитвы;  читают удовлетворительно, задачи на сложение и вычитание, даже без доски, на 3 знака делают хорошо.
В среднем отделении 6 мальчиков по Закону Божию слабы,  но по чтению и письму хороши,  а также и по арифметике.
В старшем  отделении 6 мальчиков по Закону Божию слабы; по диктанту очень хороши, только не красиво пишут; по арифметике очень хороши…
Заключение. По случаю скарлатины училище было закрыто более двух месяцев, да и большие делали много пропусков. Можно сделать такой вывод: по Закону Божию успехи слабы, по диктанту очень хороши, по арифметике тоже, по чтению хороши. Отсюда следует, что учительница добросовестно и энергично выполняла свою задачу, за что заслуживает награду 1 степени»1.
В таблице «денежных наград учителей и учительниц»  уже не раз встречаем фамилию учительницы Сергеевой.
Кроме этого, в этом Сообщении за 1897 год прилагается сравнительная ведомость окончивших курс учеников, получивших свидетельства на льготу по воинской  повинности 4 разряда за  последние 10 лет.
Состояние школьных помещений, даже признанных Училищными Советами удовлетворительными, оставляли желать лучшего. Обычными недостатками являлись теснота, холод, недостаточность освещения, топка навозом, отсутствие вентиляции и раздевалки. Развитие сырости и быстрый переход в ветхое состояние объясняются отсутствием систематического ремонта и правильного ухода за школьными зданиями. Лишь в некоторых школах Елецкого уезда имелись некоторые приспособлении для ночлега  учеников в ненастную погоду. В других школах во время половодья, метели или сильного мороза дети располагались ночевать на полу классной комнаты.
Александровская  школа на рубеже  XIX- XX в.в.   «занимает отдельное помещение – деревянное одноэтажное здание, крытое  железом. Раздевальни  нет. Направление  света для 1  класса – сзади и слева, для  2 класса – сзади  и справа. Вентиляция есть.  Отхожее место есть. Дрова  закуплены от 7 до  15 копеек  за  пуд.  Здание  ветхое, необходимо  построить новое  здание». 
Поиск
---
----
---
----
------
-
Архив записей
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?